Отчет о результатах самообследования
МКОУ Ковалёвской СОШ
за 2013-2014 учебный год
Работа школы осуществлялась в соответствии с поставленными на 2013/2014 учебный год задачами: продолжить работу по повышению качества знаний учащихся через личностно-ориентированное обучение и развитие творческой и познавательной деятельности; продолжить переход на новые образовательные стандарты в начальной школе; воспитание чувства гражданской ответственности патриотизма, возрождение национальных традиций, формирование готовности и способности личности выполнять систему социальных ролей.
В школе 11 классов-комплектов. Все классы занимались в одну смену. Учебный план школы предусматривал выполнение государственной функции школы – обеспечение базового общего среднего образования и развитие ребенка в процессе обучения. Главным условием для достижения этих целей является включение каждого ребенка на каждом учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей и способностей. Достижение указанных целей обеспечивается поэтапным решением задач работы школы на каждой ступени обучения.
Учебный план утвержден директором школы, рассмотрен и утверждён на заседании педагогического совета школы. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся соответствует максимально допустимому количеству часов с учетом пятидневной учебной недели. Учебный план состоит из инвариантной и вариативной части. Инвариантная часть составлена в соответствии с Базисным учебным планом и обеспечивает выполнение требований государственных образовательных стандартов. Вариативная часть реализует программы:
начального общего образования с изучением предмета и иностранного языка со 2-го класса, преподавание по программе “Школы России”;
основного общего образования
В течении учебного года в рамках внутришкольного контроля проводились:
Периодическая проверка выполнения требований программ по предмету (на конец учебного года программы учебно-воспитательного процесса полностью реализованы).
Систематический контроль за качеством преподавания учебных дисциплин, соблюдение учителями научно обоснованных требований к содержанию, формам и методам учебно-воспитательной работы (контроль осуществляется за преподаванием русского языка и литературы, истории и обществознанием, физкультурой, географией; работой начальных классов.).
Поэтапный контроль за процессом усвоения знаний учащихся, уровнем их развития, владением методиками самостоятельного приобретения знаний (анализ успеваемости по четвертям, итогам года; проведение срезов знаний по предметам; проведение и анализ пробных экзаменов с целью подготовки к ГИА; административные работы по итогам полугодия и года).
Оказание помощи учителям в учебно-воспитательной работе и совершенствовании ими своего педагогического мастерства.
Изучение опыта работы учителей.
Диагностика состояния учебно-воспитательного процесса, создание обстановки заинтересованности, доверия и совместного творчества.
Отработка наиболее эффективных технологий (в частности, метода проектов, исследовательского метода в обучении, метода обучения в сотрудничестве, здоровье сберегающие технологии).
Повышение ответственности учителей, осуществляющих внедрение новых методов и приемов работы в практику преподавания учебных предметов.
Совершенствование системы контроля за состоянием и ведением школьной документацией.
В течении учебного года в рамках внутришкольного контроля проводились:
В школе работает 18 педагогов из них высшую квалификационную категорию имеют 5 или 28%, первую – 8 или 44%, вторую – 2 или 11%, не имеют категории – 3 или 17%.
Возрастной состав:
Возрастной состав | человек |
До 25 лет | 2 |
от 25 до 35 лет | 3 |
от 35 до 40 лет | 3 |
от 40 до 50 лет | 6 |
от 50 до 60 лет | 2 |
от 60 и старше | 2 |
В 2013- 2014 учебном году проходили курсовую переподготовку следующие педагоги:
Результаты работы учителей за 2013-2014 учебный год.
№ | ФИО учителя | Кол-во учащихся | Отлич. | Хорош. | Неуспев. | Успев. | Кач. знаний |
1 | Паринова Т.П. | 159 | 75 | 51 | - | 100 | 80 |
2 | Бурляева А.С. | 75 | 37 | 27 | - | 100 | 85 |
3 | Самуйлова И.В. | 70 60 |
42 43 |
22 17 |
- - |
100 100 |
91 100 |
4 | Ряснянская О.С. | 50 50 |
3 19 |
25 14 |
- - |
100 100 |
56 66 |
5 | Купавцева Н.Ю. | 35 35 |
2 8 |
9 20 |
- - |
100 100 |
31 80 |
6 | Домашева А.В | 39 25 |
2 2 |
17 8 |
- - |
100 100 |
49 40 |
7 | Дыбова М.В. | 29 15 |
1 | 11 7 |
- - |
100 100 |
41 47 |
8 | Кучерова Т.С. | 31 85 |
3 48 |
13 28 |
- - |
100 100 |
52 89 |
9 | Остроушко М.И. | 69 84 7 |
13 24 5 |
34 28 2 |
- - - |
100 100 100 |
68 62 100 |
10 | Курникова Е.Н. | 70 15 15 39 27 |
23 5 9 10 21 |
24 4 5 14 4 |
- - - - - |
100 100 100 100 100 |
67 60 93 62 93 |
11 | Школина А.В. | 127 | 35 | 61 | - | 100 | 71 |
12 | Зырянова Е.В. | 78 31 |
58 16 |
15 11 |
- - |
100 100 |
97 87 |
13 | Горожанкин В.К. | 43 | 6 | 27 | - | 100 | 77 |
14 | Паринова Т.М. | 20 | 18 | 2 | - | 100 | 100 |
15 | Остроушко А.А. | 16 55 70 8 18 |
4 15 24 8 13 |
11 25 26 5 |
- - - - - |
100 100 100 100 100 |
93 73 71 100 100 |
16 | Киселева О.С. | 31 | 15 | 15 | - | 100 | 93 |
17 | Науменко Н.А. | 36 | 14 | 13 | - | 100 | 75 |
18 | Кириченко А.В. | 54 | 33 | 15 | - | 100 | 89 |
Итого: | 1671 | 669 | 610 | - | 100 | 77 |
Ниже представлена динамика качества знаний учащихся за последние три года по ступеням обучения и в целом по школе:
Учебные года | Степени обучения | По школе | ||
начальная | средняя | старшая | ||
2011-2012 | 53% | 35% | 53% | 44% |
2012-2013 | 47% | 29% | 70% | 38% |
2013-2014 | 55% | 34% | 100% | 45% |
Из приведенных данных виден значительный рост качества знаний (30%) на старшей ступени обучения, что указывает на успешное выполнение педколлективом задачи, поставленной в начале года. Небольшое повышение качества знаний отмечается на начальной и средней ступенях обучения. Но показатели остаются по-прежнему низкими. На средней ступени этот результат объясняется, в основном, низким показателем в 9 классе, где из 18 учащихся всего лишь один хорошист. Анализируя результаты учебного года, можно сказать, что в школе есть резерв повышения качества знаний: из 129 аттестованных учащихся 12 имеют по одной «тройке». Нужна целенаправленная, чётко организованная и систематически проводимая индивидуальная работа с этими учащимися, а также тесная и своевременная связь классного руководителя с учителями-предметниками, родителями.
Успеваемость и качество знаний учащихся во многом зависят от посещаемости учебных занятий. Отрадно отметить, что за последние два года происходило снижение количества неоправданных пропусков. И все же вопрос этот остается актуальным и сейчас, что подтверждается следующими данными:
Класс | Кол-во учащихся в классе | Кол-во дней, пропущенных без уважительных причин | ФИО кл. руководителя |
1 | 18 | 0 | Рубанова С.Н. |
2 | 15 | 0 | Бурляева А.С. |
3 | 12 | 10 | Самуйлова И.В. |
4 | 18 | 0 | Паринова Т.П. |
5 | 14 | 31 | Школина А.В. |
6 | 16 | 18 | Купавцева Н.Ю. |
7 | 15 | 32 | Ряснянская О.С. |
8 | 13 | 27 | Курникова Е.Н. |
9 | 18 | 94 | Остроушко М.И. |
10 | 7 | 4 | Паринова Т.М. |
11 | 1 | 0 | Дыбова М.В. |
Итого | 147 | 216 |
Из приведенных данных видно, что больше всего неоправданных пропусков, как и в предыдущем году, в 9 классе.
При пересчете на одного ученика получаем следующее:
в 1 классе – 0 дней
во 2 классе – 0 дней
в 3 классе – 0,8 дня
в 4 классе – 0 дней
в 5 классе – 2,2 дня
в 6 классе – 1,1 дня
в 7 классе – 2,1 дня
в 8 классе – 2 дня
в 9 классе – 5,2 дня
в 10 классе – 0,5 дня
в 11 классе – 0 дней.
Лидерами стал 9 класс, превысивший средний показатель по школе (5,2 дня) 1,7 раза.
В новом учебном году необходимо продолжить работу по борьбе с неоправданными пропусками, привлекая к его решению Управляющий совет.
Уровень изучения основ наук.
В прошедшем учебном году по новым образовательным стандартам начального общего образования уже занимались учащиеся первого, второго и третьего классов. Для реализации данной задачи были разработаны и утверждены образовательные программы, годовой календарный учебный график, учебный план и план внеурочной деятельности. Работа по переходу строилась на основе плана мероприятий по внедрению и реализации государственного образовательного стандарта начального общего образования. Учителя начальных классов Рубанова С. Н. , Самуйлова И. В., Паринова Т. П. прошли курсовую переподготовку по новым ФГОС НОО. Кабинеты начальных классов были оснащены техническими средствами обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО . В новом учебном году учителям начальных классов необходимо сосредоточить внимание на подготовке к завершающему этапу перехода на ФГОС НОО.
Одной из главных задач, стоявших перед педагогическим коллективом в минувшем году, было повышение качества знаний учащихся. На её решение была направлена деятельность педсоветов и совещаний при директоре, на которых рассматривались следующие вопросы: «Работа пед.коллектива по развитию творческой и познавательной деятельности учащихся как одно из основных условий повышения качества образования.», «Современный урок: какой он?», «О задачах пед.коллектива по повышению качества знаний учащихся и успешной подготовки выпускников к итоговой аттестации в 2013-2014 учебном году», «О результатах административного контроля над знаниями учащихся 4,5,9 классов по русскому языку и математике», «О результатах проверки качества знаний учащихся 6 класса по математике, 7 класса по русскому языку, 8 класса по французскому языку», «Уровень преподавания в 5 классе и степень адаптации учащихся к средней ступени обучения», «О результатах проверки знаний учащихся по профильным предметам», «О результатах пробных экзаменов, проводимых в форме ГИА и ЕГЭ».
Главными показателями работы, как учителя, так и школы являются успеваемость и качество знаний учащихся. Именно эти вопросы постоянно находились в поле зрения администрации. В течение учебного года проводился контроль по русскому языку и математике в 4,5,6,7,9 классах; по математике в профильных классах, французскому языку в 8 классе; физике и математике в 10 классе; биологии и математике в 11 классе.
На протяжении всего учебного года велась индивидуальная работа со слабо успевающими учащимися и их родителями.
По результатам учебного года и итогового контроля, в том числе и повторного, успеваемость составила 100%. Девять учащихся: Бобылёва Дарья, Литвиненко Владислав, Мухабатова Дарина (2 класс), Воронина Дарья, Ковалёв Сергей (3 класс), Демьяненко Степан, Купавцева Анна, Пресняков Данила ( 4 класс), Федотова Анастасия (10 класс) окончили учебный год с отличием. Хорошие и отличные знания показали 58 учеников. В сравнении с предыдущим годом количество отличников увеличилось на два, а хорошистов на восемь. В итоге качество знаний учащихся составило 45%, что на 7% выше прошлогоднего показателя.
Особое внимание уделялось уровню подготовки учащихся к итоговой аттестации. Были проведены репетиционные экзамены по русскому языку и математике в 9 и 11 классах. Успеваемость учащихся постоянно рассматривалась на классных и общешкольных родительских собраниях, педсоветах, совещаниях при директоре, велась индивидуальная работа с учащимися учителями-предметниками, классными руководителями, администрацией школы. Ежемесячно этот вопрос звучал на общешкольных линейках. В целях повышения заинтересованности учащихся в учебе, действует Постановление администрации сельского поселения о денежном премировании отличников, а также хорошистов, имеющих не более одной «4» по результатам года. Благодаря перечисленным выше усилиям, успеваемость составила 100%, качество знаний повысилось до 45%. Нужны своевременные, а главное действенные меры по предупреждению неуспеваемости. Необходимо дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения. Больше внимания уделять учащимся, имеющим одну, две «3». Именно они являются резервом повышения качества знаний. Так что работать есть над чем.
Предпрофильная и профильная подготовка учащихся.
К моменту окончания основной школы подросток должен дать себе установку на дальнейший жизненный путь, выбрать область своей будущей профессиональной деятельности, найти свою точку зрения, определить свои жизненные перспективы, свое место в жизни. Именно на решение данных вопросов направлена предпрофильная подготовка и профильное обучение.
Предпрофильная подготовка нужна для того, чтобы учащиеся могли определиться в выборе будущего профиля обучения, спрогнозировать свою будущую профессиональную деятельность. Учащиеся 9 класса изучали элективный предмет «Выбор профессии», который включал в себя такие разделы как: «Образ - Я», «Психические особенности личности», «Неисчерпаемость человеческих возможностей», «Человек на рынке труда».
Учебный процесс на старшей ступени обучения осуществлялся по двум профилям: физико-математическому в 10 классе и биолого-географическому в 11 классе. Как отмечалось выше, в целях удовлетворения познавательных интересов учащихся в других областях, велись элективные предметы и элективные курсы.
Продолжило работу школьное научное объединение учащихся. Активное участие в районных мероприятиях принимали юные краеведы (рук. Бурляева А.С.). По-прежнему, активно работала секция журналистов, регулярно выпускавшая школьную газету «Будильник» (рук. Бурляева А. С.). Однако результативность работы объединения оставляет желать лучшего и зависит это прежде всего от руководителей секций.
Результаты итогового контроля и итоговой аттестации
Финишной чертой учебного года являются итоговый контроль в переводных классах и итоговая аттестация выпускников.
Согласно действующему Положению итоговый контроль в переводных классах проводится на правах экзамена по двум предметам в каждом.
Преподавание в 4 классе осуществляла Паринова Т. П. - учитель высшей квалификационной категории. С экзаменационными работами по русскому языку, проводимой в форме диктанта, и математике, проводимой в форме контрольной работы, первоначально справились 94% учащихся, показав при этом качество знаний 72 % и 67% соответственно. По русскому языку подтвердили свои отметки 61%, по математике 61%. При этом выше годовых отметок по русскому языку получили 6 учеников, по математике - 1. Ниже годовых отметок по математике получили 22% учащихся. Таким образом, четвероклассники показали хорошие знания на завершающем этапе начального обучения. В новом учебном году учителям, работающим в 5 классе, необходимо это учесть при изучении материала в начале учебного года.
Учащиеся 5 класса сдавали экзамены по русскому и французскому языкам. По русскому языку первоначальное выполнение составило 92 % , качество знаний на уровне 64% (учитель Ряснянская О. С..), по французскому языку выполнение составило 100% и качество знаний 66% (учитель Школина А.В.). Подтвердили годовые отметки по русскому языку 36%, по французскому – 89%. Повысить отметки по русскому языку смогли 7 учащихся (54%), по французскому – 1 ученику.
Шестиклассники выполняли контрольную работу по математике и тестирование по истории. С заданием по математике первоначально справились 53% учащихся, показав при этом качество знаний на уровне 40% (учитель Кучерова Т. С.). Подтвердили годовые отметки 27% учащихся, повысили – 20%. , ниже годовых отметок получил 1 учащийся.
По истории успеваемость составила 100%, качество знаний 50% (учитель Остроушко М.И.). Подтвердили годовые отметки 67% учащихся, ниже годовых – 33%.
С тестом по русскому языку в 7 классе справились 60% учащихся при 33% качестве знаний (учитель Ряснянская О. С.). По географии успеваемость составила 100% при 30% качестве знаний (учитель Курникова Е.Н.). Подтвердили годовые отметки по русскому языку 40% учащихся, 6% повысили и 13% понизили. По географии подтвердили годовые отметки 90%, понизили – 10%.
Итоговый контроль в 8 классе проводился по математике и обществознанию. Успеваемость по математике составила 69% при 23% качестве знаний (учитель Дыбова М. В.). Подтвердили свои знания 54% учащихся. Ниже годовой отметки получил 1 ученик. По обществознанию успеваемость составила 100%, качество знаний 40% (учитель Остроушко М. И.). Подтвердили годовые отметки 90% учащихся, повысили – 1 ученик и понизили – 1 ученик.
В 10 классе итоговый контроль проводился по химии и физике. Успеваемость составила 100% и качество знаний 100%. Подтвердили годовые отметки по физике 100% учащихся, по химии 50%, ниже годовой отметки получил 1 ученик.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что большинство учащихся переводных классов подтвердили свои знания и готовы к дальнейшему обучению. Что касается средних показателей итогового контроля, то по успеваемости они составили 84%, а по качеству знаний – 52%. В сравнении с прошлым годом можно отметить снижение успеваемости на 4 % и рост качества знаний на 9%. Обращает на себя внимание несоответствие годовых и экзаменационных оценок. Как отмечалось выше, 54% пятиклассников получили экзаменационные отметки по русскому языку выше годовых. Отсюда встают вопросы объективности оценки текущих знаний учащихся и качества их подготовки к итоговому контролю. Вопросы успеваемости и качества знаний учащихся остаются актуальными для коллектива и на следующий учебный год.
Значительные изменения претерпела итоговая аттестация выпускников. Изменения коснулись допуска учащихся к аттестации, а также выбора предметов. В этом году учащиеся 9 класса сдавали 2 обязательных экзамена, которые проводились в форме основного государственного экзамена. Дополнительные предметы выбрал только один учащийся. Вот их результаты:
Предмет | Количество сдававших | Успеваемость (%) | Качество знаний (%) | Ф.И.О. учителя |
Математика | 18 | 100 | 28 | Домашева А.В. |
Русский язык | 18 | 100 | 78 | Купавцева Н.Ю. |
Химия | 1 | 100 | 0 | Курникова Е.Н. |
Биология | 1 | 100 | 100 | Курникова Е.Н. |
Средние показатели успеваемости составили 100%, качества знаний – 52%. Несмотря на хорошие показатели, двое учащихся сдавали математику повторно. По-прежнему проблемным остается вопрос заинтересованного участия отдельных родителей в учебе своих детей, подготовке их к итоговому контролю и итоговой аттестации. Поэтому в новом учебном году учителям-предметникам, классным руководителям совместно с администрацией школы, Управляющим советом принимать действенные меры, как к нерадивым ученикам, так и их родителям.
Итоговая аттестация выпускницы 11 класса прошла успешно.
№ п/п | Ф.И. учащихся | Русский язык (24) | Математика (20) | География (39) | Биология (36) |
1 | Морозова Любовь | 79 | 56 | 65 | 69 |
Предпрофильная и профильная подготовка учащихся
К моменту окончания основной школы подросток должен дать себе установку на дальнейший жизненный путь, выбрать область своей будущей профессиональной деятельности, найти свою точку зрения, определить свои жизненные перспективы, свое место в жизни. Именно на решение данных вопросов направлена предпрофильная подготовка и профильное обучение.
Предпрофильная подготовка нужна для того, чтобы учащиеся могли определиться в выборе будущего профиля обучения, спрогнозировать свою будущую профессиональную деятельность. Учащиеся 9 класса изучали элективный предмет «Выбор профессии», который включал в себя такие разделы как: «Образ - Я», «Психические особенности личности», «Неисчерпаемость человеческих возможностей», «Человек на рынке труда».
Учебный процесс на старшей ступени обучения осуществлялся по двум профилям: физико-математическому в 10 классе и биолого-географическому в 11 классе. Как отмечалось выше, в целях удовлетворения познавательных интересов учащихся в других областях, велись элективные предметы и элективные курсы.
Продолжило работу школьное научное объединение учащихся. Активное участие в районных мероприятиях принимали юные краеведы (рук. Бурляева А.С.). По-прежнему, активно работала секция журналистов, регулярно выпускавшая школьную газету «Будильник» (рук. Бурляева А. С.). Однако результативность работы объединения оставляет желать лучшего и зависит это прежде всего от руководителей секций.
В рамках реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся проводились элективные предметы: «Избранные вопросы математики» (рук. Домашева А. В.), «Человек в обществе» и «Человек в системе общественных отношений» (рук. Остроушко А.А.), «Современная биология» (рук. Курникова Е. Н.). На углубленном уровне изучались такие предметы, как физика и математика в 10 классе, биология и математика в 11 классе. Проводились также элективные курсы: «Тайны текста», (рук. Ряснянская О. С.), «Школа развития речи», «Математика и конструирование» (рук. Самуйлова И.В.), «Развитие познавательных способностей» (рук. Бурляева А.С., Паринова Т.П., Рубанова С.Н.). Вся урочная и внеурочная деятельность проводилась в русле решения задач школы. Личностно ориентированный подход в обучении занял одно из ведущих мест в работе коллектива на всех ступенях обучения. В этом плане хотелось бы отметить систематическую внеурочную деятельность учителей начальных классов Париновой Т.П., Бурляевой А.С., Рубановой С.Н., а также учителей математики Дыбовой М.В. и Домашевой А. В., русского языка Купавцевой Н.Ю., биологии Курниковой Е.Н.
Прочное место в работе учителей занял метод тестирования, как форма подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников. Используя его, учитель может быстро определить не только уровень усвоения материала, но и умение отбирать нужную информацию, а также выявлять пробелы в знаниях. Причем эта работа проводится как с использованием бумажного носителя, так и компьютера, а финалом, как отмечалось выше, является итоговая аттестация.
Развивающее и проблемное обучение использовали учителя русского языка Купавцева Н.Ю. и биологии Курникова Е.Н.
Социальные особенности обучающихся школы
Учащиеся школы отличаются социальными особенностями: есть опекаемые дети, дети из неблагополучных семей, дети из многодетных семей.
Количество многодетных семей – 8
Количество неблагополучных семей – 1
На внутришкольном учете состоит 7 человек.
В течение года были проведены: «Месячник по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей», операция «Всеобуч», месячник «Семья», операция «Подросток». В ходе, которых выявлялись неблагополучные семьи, условия проживания детей находящихся под опекой, составлялись акты обследования. Уполномоченным по правам участников образовательного процесса Рубановой С.Н. постоянно велась работа с опекаемыми семьями, оказывалась помощь в составлении отчётов.
С 8 октября 2009 года принят закон Воронежской области «О внесении изменений в Закон Воронежской области «О защите прав ребёнка на территории Воронежской области» и Закон Воронежской области «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области». Данным законом установлены ограничения на посещение несовершеннолетними определённых объектов, а также ограничения на нахождение детей в общественных местах в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих). Закон этот действует, и несоблюдение установленных требований влечёт наложение административного штрафа. Классным руководителям необходимо родителям напоминать о действии этого закона, так как случаи его нарушения постоянны.
На основании этого закона в феврале 2014 года был проведён рейд в ночное время с участковым Поповым А.В., главой Ковалёвской сельской администрации Гайдук Е.К. и заместителем директора по воспитательной работе Бурляевой А.С.. В ходе которого были посещены сельский ДК, магазин «Светлана», семья Согомонян. По результатам проверки был составлен акт.
Выводы:
Анализ работы всех организационных структур школы показал, что все были ориентированы на решение разработанных педагогическим коллективом задач, помогающих в реализации общей цели: “Воспитать личность учителя и учащегося, способную к активному саморазвитию и самореализации”.
Учебно-воспитательная, организационная, управленческая деятельность помогла решить поставленные в 2013- 2014 году задачи.
Проблемы:
Для этого необходимо решить следующие задачи:
И главной воспитательной задачей остаётся воспитание чувства гражданской ответственности и патриотизма, возрождение национальных традиций, формирование готовности и способности личности выполнять систему социальных ролей.