Отчет о результатах самообследования  

МКОУ Ковалёвской СОШ

за 2013-2014 учебный год

 

  Работа школы осуществлялась в соответствии с поставленными на 2013/2014 учебный год задачами: продолжить работу по повышению качества знаний учащихся через личностно-ориентированное обучение и развитие творческой и познавательной деятельности; продолжить переход на новые образовательные стандарты в начальной школе; воспитание чувства гражданской ответственности патриотизма, возрождение национальных традиций, формирование готовности и способности личности выполнять систему социальных ролей.

 

  В школе 11 классов-комплектов. Все классы занимались в одну смену. Учебный план школы предусматривал выполнение государственной функции школы – обеспечение базового общего среднего образования и развитие ребенка в процессе обучения. Главным условием для достижения этих целей является включение каждого ребенка на каждом учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей и способностей. Достижение указанных целей обеспечивается поэтапным решением задач работы школы на каждой ступени обучения.

 

  Учебный план утвержден директором школы, рассмотрен и утверждён на заседании педагогического совета школы. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся соответствует максимально допустимому количеству часов с учетом пятидневной учебной недели. Учебный план состоит из инвариантной и вариативной части. Инвариантная часть составлена в соответствии с Базисным учебным планом и обеспечивает выполнение требований государственных образовательных стандартов. Вариативная часть реализует программы:

 

  В течении учебного года в рамках внутришкольного контроля проводились:

 

  

  В течении учебного года в рамках внутришкольного контроля проводились:

  В школе работает 18 педагогов из них высшую квалификационную категорию имеют 5 или 28%, первую – 8 или 44%, вторую – 2 или 11%, не имеют категории – 3 или 17%.

 

  Возрастной состав:

 Возрастной состав  человек
 До 25 лет  2
 от 25 до 35 лет  3
 от 35 до 40 лет  3
 от 40 до 50 лет  6
 от 50 до 60 лет  2
 от 60 и старше  2

 

  В 2013- 2014 учебном году проходили курсовую переподготовку следующие педагоги:

 

  1. Дыбова М.В. (математика)
  2. Курникова Е.Н. (биология)
  3. Паринова Т.П. (нач.классы)
  4. Рубанова С.Н. (нач. классы, ФГОС)
  5. Купавцева Н.Ю. (русский язык, зам. директора по УВР)
  6. Самуйлова И.В. (нач.классы)
  7. Школина А.В.(французский язык)
  8. Домашева А.В. (ИКТ)
  9. Остроушко А.А. (ИКТ)
  10. Остроушко М. И. (история)

 

Результаты работы учителей за 2013-2014 учебный год.

 №  ФИО учителя  Кол-во учащихся  Отлич.  Хорош.  Неуспев.  Успев.  Кач. знаний
 1  Паринова Т.П.  159  75  51  -  100  80
 2  Бурляева А.С.  75  37  27  -  100  85
 3  Самуйлова И.В.  70

60

 42

43

 22

17

 -

-

 100

100

 91

100

 4  Ряснянская О.С.  50

50

 3

19

 25

14

 -

-

 100

100

 56

66

 5  Купавцева Н.Ю.  35

35

 2

8

 9

20

 -

-

 100

100

 31

80

 6  Домашева А.В  39

25

 2

2

 17

8

 -

-

 100

100

 49

40

 7  Дыбова М.В.  29

15

 1  11

7

 -

-

 100

100

 41

47

 8  Кучерова Т.С.  31

85

 3

48

 13

28

 -

-

 100

100

 52

89

 9  Остроушко М.И.  69

84

7

 13

24

5

 34

28

2

 -

-

-

 100

100

100

 68

62

100

 10  Курникова Е.Н.  70

15

15

39

27

 23

5

9

10

21

 24

4

5

14

4

 -

-

-

-

-

 100

100

100

100

100

 67

60

93

62

93

 11  Школина А.В.  127  35  61  -  100  71
 12  Зырянова Е.В.  78

31

 58

16

 15

11

 -

-

 100

100

 97

87

 13  Горожанкин В.К.  43  6  27  -  100  77
 14  Паринова Т.М.  20  18  2  -  100  100
 15  Остроушко А.А.  16

55

70

8

18

 4

15

24

8

13

 11

25

26

5

 -

-

-

-

-

 100

100

100

100

100

 93

73

71

100

100

 16  Киселева О.С.  31  15  15  -  100  93
 17  Науменко Н.А.  36  14  13  -  100  75
 18  Кириченко А.В.  54  33  15  -  100  89
   Итого:  1671  669  610  -  100  77

 

  Ниже представлена динамика качества знаний учащихся за последние три года по ступеням обучения и в целом по школе:

Учебные года Степени обучения По школе
 начальная  средняя  старшая
 2011-2012  53%  35%  53%  44%
 2012-2013  47%  29%  70%  38%
 2013-2014  55%  34%  100%  45%

 

  Из приведенных данных виден значительный рост качества знаний (30%) на старшей ступени обучения, что указывает на успешное выполнение педколлективом задачи, поставленной в начале года. Небольшое повышение качества знаний отмечается на начальной и средней ступенях обучения. Но показатели остаются по-прежнему низкими. На средней ступени этот результат объясняется, в основном, низким показателем в 9 классе, где из 18 учащихся всего лишь один хорошист. Анализируя результаты учебного года, можно сказать, что в школе есть резерв повышения качества знаний: из 129 аттестованных учащихся 12 имеют по одной «тройке». Нужна целенаправленная, чётко организованная и систематически проводимая индивидуальная работа с этими учащимися, а также тесная и своевременная связь классного руководителя с учителями-предметниками, родителями.

 

  Успеваемость и качество знаний учащихся во многом зависят от посещаемости учебных занятий. Отрадно отметить, что за последние два года происходило снижение количества неоправданных пропусков. И все же вопрос этот остается актуальным и сейчас, что подтверждается следующими данными:

 Класс  Кол-во учащихся в классе  Кол-во дней, пропущенных без уважительных причин  ФИО кл. руководителя
 1  18  0  Рубанова С.Н.
 2  15  0  Бурляева А.С.
 3  12  10  Самуйлова И.В.
 4  18  0  Паринова Т.П.
 5  14  31  Школина А.В.
 6  16  18  Купавцева Н.Ю.
 7  15  32  Ряснянская О.С.
 8  13  27  Курникова Е.Н.
 9  18  94  Остроушко М.И.
 10  7  4  Паринова Т.М.
 11  1  0  Дыбова М.В.
 Итого  147  216  

 

   Из приведенных данных видно, что больше всего неоправданных пропусков, как и в предыдущем году, в 9 классе.

 

   При пересчете на одного ученика получаем следующее:

в 1 классе – 0 дней

во 2 классе – 0 дней

в 3 классе – 0,8 дня

в 4 классе – 0 дней

в 5 классе – 2,2 дня

в 6 классе – 1,1 дня

в 7 классе – 2,1 дня

в 8 классе – 2 дня

в 9 классе – 5,2 дня

в 10 классе – 0,5 дня

в 11 классе – 0 дней.

 

   Лидерами стал 9 класс, превысивший средний показатель по школе (5,2 дня) 1,7 раза.

 

  В новом учебном году необходимо продолжить работу по борьбе с неоправданными пропусками, привлекая к его решению Управляющий совет.

Уровень изучения основ наук.

 

  В прошедшем учебном году по новым образовательным стандартам начального общего образования уже занимались учащиеся первого, второго и третьего классов. Для реализации данной задачи были разработаны и утверждены образовательные программы, годовой календарный учебный график, учебный план и план внеурочной деятельности. Работа по переходу строилась на основе плана мероприятий по внедрению и реализации государственного образовательного стандарта начального общего образования. Учителя начальных классов Рубанова С. Н. , Самуйлова И. В., Паринова Т. П. прошли курсовую переподготовку по новым ФГОС НОО. Кабинеты начальных классов были оснащены техническими средствами обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО . В новом учебном году учителям начальных классов необходимо сосредоточить внимание на подготовке к завершающему этапу перехода на ФГОС НОО.

 

  Одной из главных задач, стоявших перед педагогическим коллективом в минувшем году, было повышение качества знаний учащихся. На её решение была направлена деятельность педсоветов и совещаний при директоре, на которых рассматривались следующие вопросы: «Работа пед.коллектива по развитию творческой и познавательной деятельности учащихся как одно из основных условий повышения качества образования.», «Современный урок: какой он?», «О задачах пед.коллектива по повышению качества знаний учащихся и успешной подготовки выпускников к итоговой аттестации в 2013-2014 учебном году», «О результатах административного контроля над знаниями учащихся 4,5,9 классов по русскому языку и математике», «О результатах проверки качества знаний учащихся 6 класса по математике, 7 класса по русскому языку, 8 класса по французскому языку», «Уровень преподавания в 5 классе и степень адаптации учащихся к средней ступени обучения», «О результатах проверки знаний учащихся по профильным предметам», «О результатах пробных экзаменов, проводимых в форме ГИА и ЕГЭ».

 

  Главными показателями работы, как учителя, так и школы являются успеваемость и качество знаний учащихся. Именно эти вопросы постоянно находились в поле зрения администрации. В течение учебного года проводился контроль по русскому языку и математике в 4,5,6,7,9 классах; по математике в профильных классах, французскому языку в 8 классе; физике и математике в 10 классе; биологии и математике в 11 классе.

 

  На протяжении всего учебного года велась индивидуальная работа со слабо успевающими учащимися и их родителями.

 

  По результатам учебного года и итогового контроля, в том числе и повторного, успеваемость составила 100%. Девять учащихся: Бобылёва Дарья, Литвиненко Владислав, Мухабатова Дарина (2 класс), Воронина Дарья, Ковалёв Сергей (3 класс), Демьяненко Степан, Купавцева Анна, Пресняков Данила ( 4 класс), Федотова Анастасия (10 класс) окончили учебный год с отличием. Хорошие и отличные знания показали 58 учеников. В сравнении с предыдущим годом количество отличников увеличилось на два, а хорошистов на восемь. В итоге качество знаний учащихся составило 45%, что на 7% выше прошлогоднего показателя.

 

  Особое внимание уделялось уровню подготовки учащихся к итоговой аттестации. Были проведены репетиционные экзамены по русскому языку и математике в 9 и 11 классах. Успеваемость учащихся постоянно рассматривалась на классных и общешкольных родительских собраниях, педсоветах, совещаниях при директоре, велась индивидуальная работа с учащимися учителями-предметниками, классными руководителями, администрацией школы. Ежемесячно этот вопрос звучал на общешкольных линейках. В целях повышения заинтересованности учащихся в учебе, действует Постановление администрации сельского поселения о денежном премировании отличников, а также хорошистов, имеющих не более одной «4» по результатам года. Благодаря перечисленным выше усилиям, успеваемость составила 100%, качество знаний повысилось до 45%. Нужны своевременные, а главное действенные меры по предупреждению неуспеваемости. Необходимо дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения. Больше внимания уделять учащимся, имеющим одну, две «3». Именно они являются резервом повышения качества знаний. Так что работать есть над чем.

Предпрофильная и профильная подготовка учащихся.

 

  К моменту окончания основной школы подросток должен дать себе установку на дальнейший жизненный путь, выбрать область своей будущей профессиональной деятельности, найти свою точку зрения, определить свои жизненные перспективы, свое место в жизни. Именно на решение данных вопросов направлена предпрофильная подготовка и профильное обучение.

 

  Предпрофильная подготовка нужна для того, чтобы учащиеся могли определиться в выборе будущего профиля обучения, спрогнозировать свою будущую профессиональную деятельность. Учащиеся 9 класса изучали элективный предмет «Выбор профессии», который включал в себя такие разделы как: «Образ - Я», «Психические особенности личности», «Неисчерпаемость человеческих возможностей», «Человек на рынке труда».

 

  Учебный процесс на старшей ступени обучения осуществлялся по двум профилям: физико-математическому в 10 классе и биолого-географическому в 11 классе. Как отмечалось выше, в целях удовлетворения познавательных интересов учащихся в других областях, велись элективные предметы и элективные курсы.

 

  Продолжило работу школьное научное объединение учащихся. Активное участие в районных мероприятиях принимали юные краеведы (рук. Бурляева А.С.). По-прежнему, активно работала секция журналистов, регулярно выпускавшая школьную газету «Будильник» (рук. Бурляева А. С.). Однако результативность работы объединения оставляет желать лучшего и зависит это прежде всего от руководителей секций.

Результаты итогового контроля и итоговой аттестации

 

  Финишной чертой учебного года являются итоговый контроль в переводных классах и итоговая аттестация выпускников.

 

  Согласно действующему Положению итоговый контроль в переводных классах проводится на правах экзамена по двум предметам в каждом.

 

  Преподавание в 4 классе осуществляла Паринова Т. П. - учитель высшей квалификационной категории. С экзаменационными работами по русскому языку, проводимой в форме диктанта, и математике, проводимой в форме контрольной работы, первоначально справились 94% учащихся, показав при этом качество знаний 72 % и 67% соответственно. По русскому языку подтвердили свои отметки 61%, по математике 61%. При этом выше годовых отметок по русскому языку получили 6 учеников, по математике - 1. Ниже годовых отметок по математике получили 22% учащихся. Таким образом, четвероклассники показали хорошие знания на завершающем этапе начального обучения. В новом учебном году учителям, работающим в 5 классе, необходимо это учесть при изучении материала в начале учебного года.

 

  Учащиеся 5 класса сдавали экзамены по русскому и французскому языкам. По русскому языку первоначальное выполнение составило 92 % , качество знаний на уровне 64% (учитель Ряснянская О. С..), по французскому языку выполнение составило 100% и качество знаний 66% (учитель Школина А.В.). Подтвердили годовые отметки по русскому языку 36%, по французскому – 89%. Повысить отметки по русскому языку смогли 7 учащихся (54%), по французскому – 1 ученику.

 

  Шестиклассники выполняли контрольную работу по математике и тестирование по истории. С заданием по математике первоначально справились 53% учащихся, показав при этом качество знаний на уровне 40% (учитель Кучерова Т. С.). Подтвердили годовые отметки 27% учащихся, повысили – 20%. , ниже годовых отметок получил 1 учащийся.

 

  По истории успеваемость составила 100%, качество знаний 50% (учитель Остроушко М.И.). Подтвердили годовые отметки 67% учащихся, ниже годовых – 33%.

 

  С тестом по русскому языку в 7 классе справились 60% учащихся при 33% качестве знаний (учитель Ряснянская О. С.). По географии успеваемость составила 100% при 30% качестве знаний (учитель Курникова Е.Н.). Подтвердили годовые отметки по русскому языку 40% учащихся, 6% повысили и 13% понизили. По географии подтвердили годовые отметки 90%, понизили – 10%.

 

  Итоговый контроль в 8 классе проводился по математике и обществознанию. Успеваемость по математике составила 69% при 23% качестве знаний (учитель Дыбова М. В.). Подтвердили свои знания 54% учащихся. Ниже годовой отметки получил 1 ученик. По обществознанию успеваемость составила 100%, качество знаний 40% (учитель Остроушко М. И.). Подтвердили годовые отметки 90% учащихся, повысили – 1 ученик и понизили – 1 ученик.

 

  В 10 классе итоговый контроль проводился по химии и физике. Успеваемость составила 100% и качество знаний 100%. Подтвердили годовые отметки по физике 100% учащихся, по химии 50%, ниже годовой отметки получил 1 ученик.

 

  Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что большинство учащихся переводных классов подтвердили свои знания и готовы к дальнейшему обучению. Что касается средних показателей итогового контроля, то по успеваемости они составили 84%, а по качеству знаний – 52%. В сравнении с прошлым годом можно отметить снижение успеваемости на 4 % и рост качества знаний на 9%. Обращает на себя внимание несоответствие годовых и экзаменационных оценок. Как отмечалось выше, 54% пятиклассников получили экзаменационные отметки по русскому языку выше годовых. Отсюда встают вопросы объективности оценки текущих знаний учащихся и качества их подготовки к итоговому контролю. Вопросы успеваемости и качества знаний учащихся остаются актуальными для коллектива и на следующий учебный год.

 

  Значительные изменения претерпела итоговая аттестация выпускников. Изменения коснулись допуска учащихся к аттестации, а также выбора предметов. В этом году учащиеся 9 класса сдавали 2 обязательных экзамена, которые проводились в форме основного государственного экзамена. Дополнительные предметы выбрал только один учащийся. Вот их результаты:

 Предмет  Количество сдававших  Успеваемость (%)  Качество знаний (%)  Ф.И.О. учителя
 Математика  18  100  28  Домашева А.В.
 Русский язык  18  100  78  Купавцева Н.Ю.
 Химия  1  100  0  Курникова Е.Н.
 Биология  1  100  100  Курникова Е.Н.

 

  Средние показатели успеваемости составили 100%, качества знаний – 52%. Несмотря на хорошие показатели, двое учащихся сдавали математику повторно. По-прежнему проблемным остается вопрос заинтересованного участия отдельных родителей в учебе своих детей, подготовке их к итоговому контролю и итоговой аттестации. Поэтому в новом учебном году учителям-предметникам, классным руководителям совместно с администрацией школы, Управляющим советом принимать действенные меры, как к нерадивым ученикам, так и их родителям.

 

  Итоговая аттестация выпускницы 11 класса прошла успешно.

 № п/п  Ф.И. учащихся  Русский язык (24)  Математика (20)  География (39)  Биология (36)
 1  Морозова Любовь  79  56  65  69

Предпрофильная и профильная подготовка учащихся

 

  К моменту окончания основной школы подросток должен дать себе установку на дальнейший жизненный путь, выбрать область своей будущей профессиональной деятельности, найти свою точку зрения, определить свои жизненные перспективы, свое место в жизни. Именно на решение данных вопросов направлена предпрофильная подготовка и профильное обучение.

 

  Предпрофильная подготовка нужна для того, чтобы учащиеся могли определиться в выборе будущего профиля обучения, спрогнозировать свою будущую профессиональную деятельность. Учащиеся 9 класса изучали элективный предмет «Выбор профессии», который включал в себя такие разделы как: «Образ - Я», «Психические особенности личности», «Неисчерпаемость человеческих возможностей», «Человек на рынке труда».

 

  Учебный процесс на старшей ступени обучения осуществлялся по двум профилям: физико-математическому в 10 классе и биолого-географическому в 11 классе. Как отмечалось выше, в целях удовлетворения познавательных интересов учащихся в других областях, велись элективные предметы и элективные курсы.

 

  Продолжило работу школьное научное объединение учащихся. Активное участие в районных мероприятиях принимали юные краеведы (рук. Бурляева А.С.). По-прежнему, активно работала секция журналистов, регулярно выпускавшая школьную газету «Будильник» (рук. Бурляева А. С.). Однако результативность работы объединения оставляет желать лучшего и зависит это прежде всего от руководителей секций.

 

  В рамках реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся проводились элективные предметы: «Избранные вопросы математики» (рук. Домашева А. В.), «Человек в обществе» и «Человек в системе общественных отношений» (рук. Остроушко А.А.), «Современная биология» (рук. Курникова Е. Н.). На углубленном уровне изучались такие предметы, как физика и математика в 10 классе, биология и математика в 11 классе. Проводились также элективные курсы: «Тайны текста», (рук. Ряснянская О. С.), «Школа развития речи», «Математика и конструирование» (рук. Самуйлова И.В.), «Развитие познавательных способностей» (рук. Бурляева А.С., Паринова Т.П., Рубанова С.Н.). Вся урочная и внеурочная деятельность проводилась в русле решения задач школы. Личностно ориентированный подход в обучении занял одно из ведущих мест в работе коллектива на всех ступенях обучения. В этом плане хотелось бы отметить систематическую внеурочную деятельность учителей начальных классов Париновой Т.П., Бурляевой А.С., Рубановой С.Н., а также учителей математики Дыбовой М.В. и Домашевой А. В., русского языка Купавцевой Н.Ю., биологии Курниковой Е.Н.

 

  Прочное место в работе учителей занял метод тестирования, как форма подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников. Используя его, учитель может быстро определить не только уровень усвоения материала, но и умение отбирать нужную информацию, а также выявлять пробелы в знаниях. Причем эта работа проводится как с использованием бумажного носителя, так и компьютера, а финалом, как отмечалось выше, является итоговая аттестация.

 

  Развивающее и проблемное обучение использовали учителя русского языка Купавцева Н.Ю. и биологии Курникова Е.Н.

Социальные особенности обучающихся школы

 

  Учащиеся школы отличаются социальными особенностями: есть опекаемые дети, дети из неблагополучных семей, дети из многодетных семей.

 

  Количество многодетных семей – 8

 

  Количество неблагополучных семей – 1

 

  На внутришкольном учете состоит 7 человек.

 

  В течение года были проведены: «Месячник по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей», операция «Всеобуч», месячник «Семья», операция «Подросток». В ходе, которых выявлялись неблагополучные семьи, условия проживания детей находящихся под опекой, составлялись акты обследования. Уполномоченным по правам участников образовательного процесса Рубановой С.Н. постоянно велась работа с опекаемыми семьями, оказывалась помощь в составлении отчётов.

 

  С 8 октября 2009 года принят закон Воронежской области «О внесении изменений в Закон Воронежской области «О защите прав ребёнка на территории Воронежской области» и Закон Воронежской области «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области». Данным законом установлены ограничения на посещение несовершеннолетними определённых объектов, а также ограничения на нахождение детей в общественных местах в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих). Закон этот действует, и несоблюдение установленных требований влечёт наложение административного штрафа. Классным руководителям необходимо родителям напоминать о действии этого закона, так как случаи его нарушения постоянны.

 

  На основании этого закона в феврале 2014 года был проведён рейд в ночное время с участковым Поповым А.В., главой Ковалёвской сельской администрации Гайдук Е.К. и заместителем директора по воспитательной работе Бурляевой А.С.. В ходе которого были посещены сельский ДК, магазин «Светлана», семья Согомонян. По результатам проверки был составлен акт.

Выводы:

 

  Анализ работы всех организационных структур школы показал, что все были ориентированы на решение разработанных педагогическим коллективом задач, помогающих в реализации общей цели: “Воспитать личность учителя и учащегося, способную к активному саморазвитию и самореализации”.

 

  Учебно-воспитательная, организационная, управленческая деятельность помогла решить поставленные в 2013- 2014 году задачи.

Проблемы:

  1. Низкий уровень потребности в саморазвитии обучающихся.
  2. Недостаточная работа с резервом хорошистов.
  3. Слабая работа с детьми с девиантным поведением, родителями трудных подростков
  4. Не ведется мониторинг развития учащихся воспитанности, склонностей, индивидуальных способностей учащихся; удовлетворенности педагогов своей деятельностью; отношение родителей к обучению, воспитанию.
  5. Наблюдается профессиональная пассивность некоторых учителей, нежелание работать с использованием новых технологий.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

  1. Повысить качество знаний .
  2. Продолжить освоение новых образовательных технологий учителями предметниками, классными руководителями.
  3. Разработать систему мониторинга образовательного процесса.

 

  И главной воспитательной задачей остаётся воспитание чувства гражданской ответственности и патриотизма, возрождение национальных традиций, формирование готовности и способности личности выполнять систему социальных ролей.

Hosted by uCoz